Метамодерн относительно форм произведений — сохранение и развитие традиций, произведения на языке XXI века с перекличками с классикой и с почтением к ней, позитивные переоценки опыта предыдущих поколений, гармоничная красота, бесконечная сложность.
Манифест о поэтическом стиле бельканто
Вводное описание
Поэ́зия белька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — виртуозная поэзия, фонетически гармоничная. Рифмованные, комбинаторные или верлибрические произведения, соответствующие по формам Манифесту о поэтическом стиле бельканто.
Преображение в сфере поэтических форм, инициирующее изменение представлений об уровнях технического качества и фонетической гармонии поэзии, открывающее новые пути искусства. Максимально гармоничное инобытие языка. Развитие искусства поэзии, расширение границ возможного. Не одна новация, правило или изменение, а система норм поэтического языка. Поэзия преображения, меняющая культуру, язык, принципы письма, поэтическую речь, людей как субъектов создания и восприятия гармоничных произведений, развития языка поэзии, предпочтения искусства бытовому говорению и простейшим текстовым формам, доступным для воспроизводства каждому.
Манифест о поэтическом стиле бельканто — метамодернистский манифест о формах поэзии. Разделы: Преамбула, Стихи в стиле бельканто, Рифмованная поэзия в стиле бельканто, Гамма-рифмы.
Феноменальная красота создается людьми нечасто, но к совершенству можно стремиться. Блестящие стилисты в прозе следуют строгим правилам на таких громадных литературных пространствах, что поэтическим стилистам и не снился столь великий труд. Картины, тексты, скульптуры, удивляющие изяществом, — космические шахматные партии: почти все детали шедевров гармоничны.
Не стоит стихотворцам ссылаться на тривиальные рифмы, неоправданные песенным или иным художественным замыслом тавтологии и другие небрежности классиков. Классики вне критики, их любит народ, несколько поколений. Как великие могли писать, так и хорошо. Для них, живших столетия или десятилетия назад. У поэтов прошлого не было интернета, программ, гаджетов, доступности в любой момент всех книг мира о стихосложении, тысяч энциклопедий, словарей, лингвистических сайтов и многих иных чудес. Относительно современной поэзии — и применительно к себе во всех сферах — лучше быть за прогресс. И за стремление к совершенству. Разумное, без фанатизма, без осуждения тех, кто не склонен к перфекционизму.
Бельканто:
сохранение и развитие литературных традиций;
произведения на языке XXI века с перекличками с классикой и с почтением к ней;
позитивные переоценки опыта предыдущих поколений;
инновации в сфере художественной формы;
развитие искусства поэзии;
эстетическое новаторство, которое не изменяет обычное до неузнаваемости, а гармонизирует его, инициирует повышение известных уровней, открывает новые пути искусства, преобразующие литературные традиции;
система норм поэтического языка, применимая полностью или частично по мере способностей и желаний;
бесконечная сложность;
система не для всех стихотворцев, а для тех, кто в будущем сможет постоянно создавать стихи в стиле бельканто либо решит написать одно стихотворение в этом стиле, или будет писать иначе, но посчитает, что некоторые нормы бельканто подходят для верлибров и рифмованных стихов: произведения получаются гармоничнее;
экспериментальная литература, ориентированная на обновление принципов письма, высокие уровни технического качества стихотворений и фонетической гармонии поэзии.
Манифест о бельканто — дайджест всевозможных требований к техническому качеству и фонетической гармоничности стихотворений из диссертаций, монографий, книг, учебников, статей и даже постов и комментариев в интернете, например таких: «Никакого поэтического слуха: в текстах то рычание, то шипение».
Бельканто — не абстрактная теория, а тезисы с практическими примерами и система норм, реализованная при создании множества произведений, по формам — в стиле бельканто, по смыслам — небезынтересных для людей различных профессий из разных стран.
Поэзия бельканто (belcanto poems, belcanto poetry, белькантовая поэзия, бельканто в литературе, бельканто в поэзии, белькантовые стихи, стихи бельканто, стихотворения в стиле бельканто) — стихотворения, соответствующие по формам Манифесту о поэтическом стиле бельканто.
Текст манифеста публикуется по изданию: Пушина Л. Ю. Замок роз / Лит. ред. Н. М. Ахпашева, канд. фил. наук / Предисл. Н. М. Ахпашевой, Д. В. Бобышева, В. Ю. Ерофеевой-Тверской, Г. Н. Калашникова, Н. П. Красновой, С. В. Секретова. — М.: Издательство «У Никитских ворот», 2018. Первая частичная публикация манифеста состоялась в литературном еженедельнике «Поэтоград» в октябре 2016 г.: два раздела. В 2017 г. в авангардном издании «Журнал ПОэтов» напечатаны три раздела манифеста. В 2018 г. в поэтической книге «Замок роз» манифест издан полностью.
Манифест о поэтическом стиле бельканто
ПРЕАМБУЛА
Рифмованные, комбинаторные, верлибрические произведения в стиле бельканто не лучше и не хуже других, просто они есть, а теперь отнесены к определённому стилю и обозначены манифестом, чтобы появилась возможность сразу отличать такие стихи от иных. Упор сделан на безупречность звучания поэзии, но также назван ряд не менее важных признаков стиля бельканто. Объективные критерии стихотворений всех жанров и видов впервые очерчены и отделены от предпочтений, зависящих от позитивных или негативных межличностных отношений, склонностей оценивающих к оптимизму или пессимизму, патриотизму или его противоположности, приятию или неодобрению эволюции языка в виде иностранных заимствований, теизму или атеизму, изысканности смыслов или упрощённости, социальных установок, образовательных уровней, культурных бэкграундов, минутных настроений и многих других факторов.
Поэзия — искусство представлять прекрасное в изящных словесных формах. Чем формы изящнее, тем лучше. И чудесное содержание замечательнее ужасного. Качества смыслов, в отличие от форм стихотворений, почти всегда неопределённы. Люди разные, иногда несовместимые. Взгляды, вкусы, предпочтения зачастую противоположны.
По формам поэзия — небольшие тексты с тропами. Экспериментальная поэзия (акростихи, палиндромические произведения, анаграммы etc.) — небольшие тексты с тропами, словесной эквилибристикой, лингвистическим искусством, сравнимым с гроссмейстерскими шахматными партиями. Рифмованная поэзия — небольшие тексты с тропами, рифмами, стихотворными размерами, искусством музыки из слов. Белькантовая рифмованная поэзия — небольшие тексты с тропами, рифмами, стихотворными размерами, лингвистическим искусством, искусством музыки из слов, фонетически гармоничные. Легко, обладая поэтическим даром, небрежно запечатлеть яркие мысли и чувства. Великолепно изложить абракадабру тоже нетрудно, талант стихосложения нечасто, но встречается. Сложно совмещать белькантовые или другие формы искусства и небезынтересные смыслы.
СТИХИ В СТИЛЕ БЕЛЬКАНТО
1. Не более двух слов подряд с «р». Бельканто: нация говорит по-французски. Нет: народ говорит по-французски.
2. Не более двух слов подряд со свистящими звуками. Бельканто: в Брюсселе спокойствие и тишина. Нет: в Брюсселе спокойствие и безмолвие.
3. Не более двух слов подряд с шипящими звуками. Бельканто: в блестящих модных украшениях. Нет: в блестящих щегольских украшениях.
4. Не более трёх гласных на стыках слов. Бельканто: у Алисы пили какао. Нет: пили какао у Алисы.
5. Не более трёх согласных на стыках слов. Бельканто: пение скворца. Нет: писк скворца.
6. Наличие в стихотворении хотя бы одной метафоры, аллюзии, олицетворения, сравнения или другого тропа.
7. Альфа-бельканто. Отсутствие повторов согласных звуков на стыках слов. Не альфа-бельканто: очень низменный.
8. Альфа-бельканто. Отсутствие повторов слогов на стыках слов. Не альфа-бельканто: с трудом домыслить.
9. Альфа-бельканто. Не более двух слов подряд, начинающихся с одной буквы. Альфа-бельканто: милый элегический Милан. Нет: милый мечтательный Милан.
10. Альфа-бельканто. Отсутствие в стихотворении повторов знаменательных слов.
РИФМОВАННАЯ ПОЭЗИЯ В СТИЛЕ БЕЛЬКАНТО
11. Отсутствие тавтологических и полутавтологических рифм. Не бельканто: бег — забег.
12. Отсутствие глагольных рифм, слишком тривиальных для русскоязычных поэтов эры интернета и компьютеров. Не бельканто: жить — тужить.
13. Альфа-бельканто. Более половины рифм качественных, насколько возможно точных, с высокими степенями созвучий. Учитывать не только согласные после ударных гласных, но и согласные перед ударными гласными.
Взаимозаменяемы идеально:
л, м, н (альфа-бельканто: полотно — светло);
парные согласные б, п; в, ф; г, к; д, т (альфа-бельканто: краю — играют);
з, с, ц (альфа-бельканто: станцуем — всуе);
ж, ч, ш, щ (альфа-бельканто: Фиджи — афиши).
Не взаимозаменяемы:
шипящие и другие звуки (не альфа-бельканто: каштаны — фонтаны);
свистящие и другие звуки (не альфа-бельканто: небосвода — квота);
«р» и другие звуки (не альфа-бельканто: хорваты — витиеваты).
14. Альфа-бельканто. Отсутствие банальных рифм. Практически любая рифма может быть отнесена к таковым, поскольку почти все рифмы многократно включались в стихотворения. Для стиля бельканто составлен список гамма-рифм, допустимых на уровне бельканто, но неприемлемых на уровне альфа-бельканто.
15. Альфа-бельканто. Более половины рифм со словами в разных падежах и числах или с разными частями речи (альфа-бельканто: фонтаны — сребротканы).
ГАММА-РИФМЫ
Рифмы, допустимые на уровне бельканто, но неприемлемые на уровне альфа-бельканто. В списке нет небелькантовых рифм: тавтологических, полутавтологических, глагольных. Не включены также некачественные рифмы, заведомо неподходящие для альфа-белькантовых стихов. Перечень краток и легко запоминаем: выдающиеся стихотворные способности встречаются редко, учитывать при сочинении рифмованных произведений все критерии бельканто и альфа-бельканто одновременно с громадным количеством гамма-рифм почти невозможно. Каждый поэт волен пользоваться более объёмным списком тривиальных рифм.
боль — любовь
век — человек
всегда — никогда
голубой — тобой
день — тень
друг — вдруг
душа — хороша
ели — метели
жаль — печаль
земля — тополя
кошка — окошко
красота — пустота — чистота
луна — одна — тишина
морозы — розы
народа — природа
опять — пять
синица — страница
слова — трава — права
стихи — духи
судьбе — тебе
Послесловие
Литераторы, создающие стихотворения в стиле бельканто, — белькантийцы, новые романтики, метамодернисты. Направление в искусстве: метамодернизм.
Как начать создавать поэзию в стиле бельканто?
Осознайте: бельканто — это поэтический язык. Может быть, иностранный для вас. Может быть, немного вам знакомый. Может быть, вы отчасти владеете им на интуитивном уровне. Но если вы не потратите некоторое количество времени, чтобы выучить этот язык, вы не сможете на нём говорить.
Вполне возможно, вам это не нужно. Почти любая поэзия прекрасна: в ней суть автора, душа автора и нечто неуловимое, чудесное, великое, за что любят всех стихотворцев их родственники, друзья, добрые знакомые, постоянные читатели, в лучших случаях миллионы людей. А если вы давно пишете стихи, то у вас непреодолимые привычки, каким образом это делать. Экспериментировать и раздвигать границы возможного в семьдесят лет не каждый способен.
1. Сохраните на лэптопе или смартфоне часть Манифеста о поэтическом стиле бельканто, необходимую для создания белькантовых стихотворений.
2. Выучите текст наизусть.
3. Тренируйтесь несколько часов: не заглядывая в текст Манифеста о поэтическом стиле бельканто, ищите несоответствия нормам бельканто в чужих современных стихах. Свои изданные стихотворения не трогайте: как вы писали раньше, так и хорошо, это прошлое, его не изменить, собственное прошлое стоит любить. Произведения классиков тоже не трогайте: как великие могли писать, так и хорошо. Для них, живших столетия или десятилетия назад.
4. Тренируйтесь несколько часов: не заглядывая в текст Манифеста о поэтическом стиле бельканто, пишите абракадабру, абырвалговые тексты, бессмысленные наборы слов в стиле бельканто.
5. Когда будете знать нормы бельканто как названия месяцев, начните создавать поэзию бельканто. Свобода легко создавать сложное намного прекраснее свободы дисгармонии, какофонии, хаоса.
Манифест в литературном еженедельнике «Поэтоград» (два раздела)
Пушина Л. Манифест о поэтическом стиле бельканто // Поэтоград. — 2016. — 12 октября. — № 41 (246).
Манифест в авангардном издании «Журнал ПОэтов» (три раздела)
Пушина Л. Манифест о поэтическом стиле бельканто // Журнал ПОэтов. — 2017. — № 1-2 (73). — С. 33.
Заметка «Гений, поэзия, авангард» о № 1-2 (73) «Журнала ПОэтов».
Манифест в книге «Замок роз»
Пушина Л. Ю. Манифест о поэтическом стиле бельканто // Замок роз / Л. Ю. Пушина; предисл. Н. М. Ахпашевой, Д. В. Бобышева, В. Ю. Ерофеевой-Тверской, Г. Н. Калашникова, Н. П. Красновой, С. В. Секретова. — М.: Издательство «У Никитских ворот», 2018. — С. 62–67.
Поэтическая книга «Замок роз» с несколькими рецензиями на рукопись была выпущена в издательстве «У Никитских ворот» в Москве, продавалась в «Лабиринте», «Читай-городе» и других книжных магазинах, а также на Московской международной книжной ярмарке. В книге предисловия Н. Ахпашевой, Д. Бобышева, В. Ерофеевой-Тверской, Г. Калашникова, Н. Красновой, С. Секретова, стихотворения, манифесты о формах и смыслах поэзии.
Пушкин и XXI век
Проект в сфере культуры и искусства: премия за поэзию и проект по содействию ренессансу и развитию поэтического искусства. Инновационная эстетическая платформа проекта: два манифеста о формах и смыслах поэзии. В открытом жюри впервые в истории поэтического мира больше 100 человек из Австрии, Великобритании, Германии, Израиля, Испании, Италии, Китая, Литвы, Монголии, Молдовы, России, США, иных стран — люди с различными мировоззрениями, создающие поэзию и пишущие о поэзии, в том числе кандидаты и доктора наук, доценты и профессора высших учебных заведений, сотрудники изданий, создатели конкурсов, премий, антологий, поэтических школ, издательских серий, циклов лекций, фестивалей.
Концепция проекта «Пушкин и XXI век»
Видео «Пушкин, XXI век, Москва» с участием поэтов и литературоведов из Италии, России, США, Франции
https://youtu.be/EhpaRJR5fJw
Концепция › Манифест о поэтическом стиле бельканто
Есть два способа жить.
Первый — словно чудес не существует.
Второй — будто всюду чудеса.
Альберт Эйнштейн