Глобальный культурный процесс. «Доминирующая культурная логика» (Тимотеус Вермюлен, Робин ван ден Аккер). И одно из направлений в искусстве, существующее наряду с другими.

 

Метамодернизм

 

Метамодернизм — понятие, отражающее изменения и состояние культуры XXI века. Глобальный культурный процесс. «Доминирующая культурная логика» [Vermeulen, van den Akker 2015]. И одно из направлений в искусстве, существующее наряду с другими.

 

Параллельные и перпендикулярные метамодернизму направления всегда будут, потому что не все люди способны искать глубины и высокие смыслы, без злобы и с максимально возможным пониманием относиться к чуждому, не зацикливаться на зубоскальстве вплоть до желчности, а колебаться между противоположностями и пытаться находить прекрасное если не во всём, то во многом.

 

Светлый, переменчивый, колеблющийся, как солнечные блики, метамодерн — термин впервые громко прозвучал в 2010 году в эссе «Заметки о метамодернизме» голландских философов Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера [Vermeulen, van den Akker 2010], — противопоставляется депрессивному, саркастически ухмыляющемуся, мрачному постмодерну — термин существует с 1917 года, появился в период Первой мировой войны, в разгар декадентских течений, в работе немецкого писателя Рудольфа Панвица «Кризис европейской культуры» [Pannwitz]. Но метамодернизм берёт ряд черт из постмодернистского направления, в частности, предлагая быть серьёзными не до фанатизма, идеалистами не забывая о скептицизме, а также изредка иронизировать. Например, создаются псевдобезнравственные стихотворения как стёб над постмодернистами, сочинявшими псевдоморальные произведения.

 

В качестве трендов нового столетия метамодернизмом декларируются прагматический идеализм, умеренный оптимизм, позитивные переоценки опыта предыдущих поколений, интерес к подвигам, героям, великому, сохранение и развитие традиций, произведения с перекличками с классикой и с почтением к ней на языке, более соответствующем XXI веку, — о вечном, о ценном для людей многих поколений, об универсальных истинах, переход от мрачного зубоскальства и саркастических деконструкций к возвышенным произведениям, серьёзности, бесконечной сложности, романтике, изысканной красоте.

 

«Поскольку постмодернизм характеризовался такими чертами, как деконструкция, ирония, стилизация, релятивизм, нигилизм <…> дискурс о сущности метамодернизма будет охватывать процесс возрождения искренности, надежды, романтизма, влечения и возврата к общим концепциям и универсальным истинам до тех пор, пока мы не лишимся всего того, что было усвоено нами в рамках культуры постмодернизма» [Тернер].

 

Литература

 

Тернер, Л. Метамодернизм: краткое введение / Л. Тернер; перевод с англ. А. Устиновой // Metamodern: Журнал о метамодернизме. — 2015. — 21 ноября. — URL: http://metamodernizm.ru/briefintroduction/

 

Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism / Ed. by Robin van den Akker, Alison Gibbons, Timotheus Vermeulen. — Rowman & Littlefield International, 2017. — (Radical Cultural Studies).
 
Pannwitz R. Die Krisis der europaeischen Kultur / R. Pannwitz. — Verlag Hans Carl Nuernberg, 1917.
 
Vermeulen T. Notes on metamodernism / T. Vermeulen, R. van den Akker // Journal of Aesthetics & Culture. — 2010. — Volume 2. — Issue 1. — URL: https://tandfonline.com/doi/full/10.3402/jac.v2i0.5677

 

Vermeulen T. Misunderstandings and clarifications. Notes on «Notes on Metamodernism» / T. Vermeulen, R. van den Akker // Notes on Metamodernism. — 2015. — June 3. — URL: http://metamodernism.com/2015/06/03/misunderstandings-and-clarifications

 

Пушина Л. Метамодернизм / О чудесах и метамодернизме / Л. Пушина // Футурум АРТ. — 2019. — № 2 (49). — С. 21–22.

 

Концепция › Метамодернизм

Есть два способа жить.

Первый — словно чудес не существует.

Второй — будто всюду чудеса.

 

Альберт Эйнштейн